И выгодней для инвестора? Правительство Свердловской области нацелено на активное взаимодействие с областным Союзом промышленников и предпринимателей в развитии механизмов государственно-частного партнерства и преодолении барьеров на пути реализации проектов ГЧП. Об этом стало известно 2 февраля в ходе встречи членов комиссии Союза по развитию инфраструктуры и ГЧП с заместителем губернатора региона Дмитрием Иониным. На мероприятии побывал корреспондент "
Уралинформбюро".
Место для встречи выбрано не случайно.
Комиссия, созданная при Союзе около года назад, за это время сумела стать идеальной "точкой сборки", ключевой площадкой, на которой бизнес и региональные власти обсуждают различные (в том числе проблемные) аспекты ГЧП, знакомятся с конкретными проектами и вырабатывают оптимальные модели их реализации, выгодные и бюджету, и инвесторам.
По словам Ионина, государство заинтересовано в развитии моделей государственно-частного партнерства, особенно при строительстве социальных объектов, на которое в бюджете подчас не хватает ресурсов. Предпринимателям ГЧП тоже полезно, так как дает и возможность развиваться, уверен замгубернатора.
Успешный опыт реализации таких проектов в Свердловской области уже наработан. Так, в конце 2021 года было получено одобрение по федеральному софинансированию концессионных соглашений на строительство двух школ (инвесторы "Атомстройкомплекс" и УГМК-Застройщик). На рассмотрении еще четыре заявки по государственно-частному строительству школ в Екатеринбурге и Березовском. "Лед тронулся" во многом благодаря наработке взаимовыгодной модели сотрудничества власти и бизнеса в школьном строительстве, которое до недавнего время считалось сферой с нулевой прибылью для инвестора.
"Государство ставит задачу построить школу, это стоит миллиард или полтора миллиарда рублей. "В моменте" эти средства найти сложно. Но есть застройщик, который заинтересован в развитии своего девелоперского проекта, в том, чтобы на территории его застройки была развитая инфраструктура, ведь это повысит интерес к его проекту. Мы говорим: вы строите школу, оборудуете ее, эксплуатируете, а по завершении пятилетнего гарантийного срока передаете нам. Чем это нам выгодно? Мы получаем и новую застройку, и федеральное софинансирование в размере 35-40% от стоимости объекта, а застройщик от этих денег получает плату концедента. В итоге построить школу выходит дешевле, чем полностью за бюджетные деньги", – пояснил Ионин.
Еще один проект "социального ГЧП" может в обозримом будущем быть реализован в сфере медицины. Речь идет о строительстве 9-этажного хирургического корпуса для Свердловской областной клинической больницы №1 (Юго-Западный микрорайон Екатеринбурга). Ориентировочная стоимость – порядка 12 миллиардов рублей. В данный момент между потенциальным инвестором и правительством области идут переговоры по данному проекту, прорабатывается оптимальная финансовая модель.
Присутствовавшие на встрече девелоперы подтвердили, что не меньше органов госвласти заинтересованы в "социальном ГЧП", более того, активно участвуют в их реализации. "У нас есть проекты по школе и детскому саду, прорабатываем еще один по вузу. Это будет интересная история – по вузам проектов ГЧП в регионе еще не было", – сообщил гендиректор компании PRINZIP Геннадий Черных.
Барьеров и "терний" на пути социального ГЧП пока тоже немало, признал Дмитрий Ионин.
"Главный среди этих барьеров – психологический. Какому-нибудь отраслевому ведомству пока сложно понять все эти финансовые модели. Ведь кроме концессии существует масса других вариантов ГЧП, например, приоритетный инвестпроект, когда исполнителю предоставляются налоговые льготы. Есть и законодательные барьеры. Плюс многие проекты ГЧП требуют федерального софинансирования, например, дорожные концессии. Бюджет тоже не "бездонный". Некоторые регионы из-за этого даже предлагают объявить на ГЧП мораторий. Но в нашем регионе так не будет. Мы регион "продвинутый". Проекты есть, и надо на них максимально отточить весь инструментарий, чтобы инвесторы не сомневались, стоит ли в это все "играть", – уверен замгубернатора.
"Развеять сомнения" в данном вопросе могла бы широкая популяризация государственно-частного партнерства среди бизнес-сообщества, считает Ионин. И комиссия СОСПП для этой цели подходит идеально.
"Когда к нам обратилась Ассоциация фехтования Свердловской области с просьбой о создании Центра фехтования, как в других регионах, мы поняли, что даже в Москве люди, специализирующиеся на инвестициях, не всегда понимают разницу между концессией и другими формами ГЧП. Поэтому комиссия сосредоточилась на разъяснительной работе. Мы – комиссия единомышленников, которые готовы делиться опытом, ставить вопросы и продвигать идеи", – рассказала в ходе встречи председатель комиссии Марина Сухановская.
Ключевыми темами работы комиссии в 2021 году стали вопросы применения инструментов ГЧП в строительстве и реконструкции социальных объектов, сохранении памятников истории, возможность привлечения к проектам банков и использование других финансовых инструментов, таких как инфраструктурные займы и облигации.
В 2022 году повестка обещает быть не менее насыщенной: в планах работы комиссии обсуждение механизмов ГЧП в здравоохранении, строительстве и реконструкции спортивных объектов, практика подачи заявок на федеральное софинансирование проектов развития инфраструктуры.
Стоит отметить, далеко не все инструменты, способные привлечь инвесторов, сегодня применяются в ГЧП. Практика использования инвестиционного налогового вычета или региональных инвестпроектов пока недостаточно проработана. Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей недавно направил в региональное Минэкономразвития пакет предложений по применению налоговых преференций к проектам ГЧП.
"Мы понимаем, что требуется их проработка на примере уже реализованных финансовых моделей, чтобы посмотреть, какие из параметров оптимальней всего использовать", – сообщил первый вице-президент СОСПП Александр Породнов.
Правительство региона готово взаимодействовать с комиссией в решении этих вопросов, заверил Дмитрий Ионин.
"Нам в этом взаимодействии хотелось бы найти дополнительные возможности, – заявил замгубернатора. – Часто бывает, что у власти одно видение проблемы, у бизнеса другое. Эти точки зрения надо "сводить". Бизнес сегодня видит возможность участия в ГЧП и готов взять на себя затраты, которые сегодня берет на себя государство. Например, ряд "айтишных" компаний выходят с предложением построить за свой счет остановочные комплексы, а затраты "отбить" за счет интерактивной рекламы. Все, что требуется от бюджета в данном случае – подключить эти остановки к сетям. Если мы в рамках комиссии сможем найти варианты, когда предпринимателю будет интересно заработать, а государству не придется тратиться на инфраструктуру – будет замечательно".