Корпорация «Маяк»
Строить школу по ГЧП дешевле, чем за "бюджет"
И выгодней для инвестора?

Правительство Свердловской области нацелено на активное взаимодействие с областным Союзом промышленников и предпринимателей в развитии механизмов государственно-частного партнерства и преодолении барьеров на пути реализации проектов ГЧП. Об этом стало известно 2 февраля в ходе встречи членов комиссии Союза по развитию инфраструктуры и ГЧП с заместителем губернатора региона Дмитрием Иониным. На мероприятии побывал корреспондент "Уралинформбюро".

Место для встречи выбрано не случайно. Комиссия, созданная при Союзе около года назад, за это время сумела стать идеальной "точкой сборки", ключевой площадкой, на которой бизнес и региональные власти обсуждают различные (в том числе проблемные) аспекты ГЧП, знакомятся с конкретными проектами и вырабатывают оптимальные модели их реализации, выгодные и бюджету, и инвесторам.

По словам Ионина, государство заинтересовано в развитии моделей государственно-частного партнерства, особенно при строительстве социальных объектов, на которое в бюджете подчас не хватает ресурсов. Предпринимателям ГЧП тоже полезно, так как дает и возможность развиваться, уверен замгубернатора.

Успешный опыт реализации таких проектов в Свердловской области уже наработан. Так, в конце 2021 года было получено одобрение по федеральному софинансированию концессионных соглашений на строительство двух школ (инвесторы "Атомстройкомплекс" и УГМК-Застройщик). На рассмотрении еще четыре заявки по государственно-частному строительству школ в Екатеринбурге и Березовском. "Лед тронулся" во многом благодаря наработке взаимовыгодной модели сотрудничества власти и бизнеса в школьном строительстве, которое до недавнего время считалось сферой с нулевой прибылью для инвестора.

"Государство ставит задачу построить школу, это стоит миллиард или полтора миллиарда рублей. "В моменте" эти средства найти сложно. Но есть застройщик, который заинтересован в развитии своего девелоперского проекта, в том, чтобы на территории его застройки была развитая инфраструктура, ведь это повысит интерес к его проекту. Мы говорим: вы строите школу, оборудуете ее, эксплуатируете, а по завершении пятилетнего гарантийного срока передаете нам. Чем это нам выгодно? Мы получаем и новую застройку, и федеральное софинансирование в размере 35-40% от стоимости объекта, а застройщик от этих денег получает плату концедента. В итоге построить школу выходит дешевле, чем полностью за бюджетные деньги", – пояснил Ионин.

Еще один проект "социального ГЧП" может в обозримом будущем быть реализован в сфере медицины. Речь идет о строительстве 9-этажного хирургического корпуса для Свердловской областной клинической больницы №1 (Юго-Западный микрорайон Екатеринбурга). Ориентировочная стоимость – порядка 12 миллиардов рублей. В данный момент между потенциальным инвестором и правительством области идут переговоры по данному проекту, прорабатывается оптимальная финансовая модель.

Присутствовавшие на встрече девелоперы подтвердили, что не меньше органов госвласти заинтересованы в "социальном ГЧП", более того, активно участвуют в их реализации. "У нас есть проекты по школе и детскому саду, прорабатываем еще один по вузу. Это будет интересная история – по вузам проектов ГЧП в регионе еще не было", – сообщил гендиректор компании PRINZIP Геннадий Черных.

Барьеров и "терний" на пути социального ГЧП пока тоже немало, признал Дмитрий Ионин.

"Главный среди этих барьеров – психологический. Какому-нибудь отраслевому ведомству пока сложно понять все эти финансовые модели. Ведь кроме концессии существует масса других вариантов ГЧП, например, приоритетный инвестпроект, когда исполнителю предоставляются налоговые льготы. Есть и законодательные барьеры. Плюс многие проекты ГЧП требуют федерального софинансирования, например, дорожные концессии. Бюджет тоже не "бездонный". Некоторые регионы из-за этого даже предлагают объявить на ГЧП мораторий. Но в нашем регионе так не будет. Мы регион "продвинутый". Проекты есть, и надо на них максимально отточить весь инструментарий, чтобы инвесторы не сомневались, стоит ли в это все "играть", – уверен замгубернатора.

"Развеять сомнения" в данном вопросе могла бы широкая популяризация государственно-частного партнерства среди бизнес-сообщества, считает Ионин. И комиссия СОСПП для этой цели подходит идеально.

"Когда к нам обратилась Ассоциация фехтования Свердловской области с просьбой о создании Центра фехтования, как в других регионах, мы поняли, что даже в Москве люди, специализирующиеся на инвестициях, не всегда понимают разницу между концессией и другими формами ГЧП. Поэтому комиссия сосредоточилась на разъяснительной работе. Мы – комиссия единомышленников, которые готовы делиться опытом, ставить вопросы и продвигать идеи", – рассказала в ходе встречи председатель комиссии Марина Сухановская.

Ключевыми темами работы комиссии в 2021 году стали вопросы применения инструментов ГЧП в строительстве и реконструкции социальных объектов, сохранении памятников истории, возможность привлечения к проектам банков и использование других финансовых инструментов, таких как инфраструктурные займы и облигации.

В 2022 году повестка обещает быть не менее насыщенной: в планах работы комиссии обсуждение механизмов ГЧП в здравоохранении, строительстве и реконструкции спортивных объектов, практика подачи заявок на федеральное софинансирование проектов развития инфраструктуры.

Стоит отметить, далеко не все инструменты, способные привлечь инвесторов, сегодня применяются в ГЧП. Практика использования инвестиционного налогового вычета или региональных инвестпроектов пока недостаточно проработана. Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей недавно направил в региональное Минэкономразвития пакет предложений по применению налоговых преференций к проектам ГЧП.

"Мы понимаем, что требуется их проработка на примере уже реализованных финансовых моделей, чтобы посмотреть, какие из параметров оптимальней всего использовать", – сообщил первый вице-президент СОСПП Александр Породнов.

Правительство региона готово взаимодействовать с комиссией в решении этих вопросов, заверил Дмитрий Ионин.

"Нам в этом взаимодействии хотелось бы найти дополнительные возможности, – заявил замгубернатора. – Часто бывает, что у власти одно видение проблемы, у бизнеса другое. Эти точки зрения надо "сводить". Бизнес сегодня видит возможность участия в ГЧП и готов взять на себя затраты, которые сегодня берет на себя государство. Например, ряд "айтишных" компаний выходят с предложением построить за свой счет остановочные комплексы, а затраты "отбить" за счет интерактивной рекламы. Все, что требуется от бюджета в данном случае – подключить эти остановки к сетям. Если мы в рамках комиссии сможем найти варианты, когда предпринимателю будет интересно заработать, а государству не придется тратиться на инфраструктуру – будет замечательно".